Методическая копилка
ОПОРНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА
Инновационная область: «Развитие эффективного педагогического опыта и современных практик дополнительного образования детей и молодежи».
Тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий в гражданско-патриотическом воспитании учащихся».
Руководитель опорной методической площадки:
Пищик Виктория Александровна – методист, высшая квалификационная категория.
Типовые программы
Документация педагога дополнительного образования
- Программа объединения.
- Журнал учёта кружковой работы (в нём отметки об инструктаже по правилам техники безопасности и производственной санитарии, учёт вводного и повторного инструктажей.
- Ежедневные планы-конспекты занятия объединения.
Педагогический опыт работы педагогов
Мастер-класс “Открытка к 9 мая в технике батик”
Беседа с режисёром “Неуверенность мешает”
Мастер-класс “Техника рисования Эбру”
Мастер-класс “Изготовление маски Козы-колядовщицы в технике “Ввтинанка””
Мастер-класс “Декоративная тарелка в технике папье-маше”
Проект “Расскажем историю вместе”
Проект “Это должен знать каждый”
Рекомендации по ведению журнала планирования и учета работы объединения по интересам
Отмечаются следующие аспекты:
- своевременность и правильность внесения записей в журнал;
- выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
- разнообразие форм проведения занятий;
- подготовка и проведение итоговых занятий;
- посещаемость занятий.
Журнал планирования и учёта работы объединения по интересам – один из основных документов педагога дополнительного образования. Зачастую у педагогов возникают проблемы и вопросы по его заполнению и ведению. Данные рекомендации призваны помочь в правильном заполнении необходимых разделов этого документа
Журнал планирования и учета работы объединения УДОДиМ является основным документом, отражающим содержание работы с обучающимися. Одновременно это и финансовый документ, на основании которого заполняется табель учёта рабочего времени. Журнал обязан вести каждый педагог дополнительного образования. Один журнал заводится на каждую группу (категорически запрещается записывать несколько групп!!!)
Записи в журнале должны вестись педагогом регулярно. Каждый месяц штатный педагог должен сдавать журнал на проверку заместителю директора по УВР (до 25 числа – штатные работники, до 10 – совместители).
Журнал утверждается директором учреждения.
Согласно номенклатуре дел срок его хранения – 3 года. В течение этого времени он может подвергаться проверке финансовых контролирующих органов.
Общие требования к ведению журнала:
- Записи в журнале ведутся аккуратно (без исправлений корректором, заклеиваний, зачёркиваний), чернилами только одного цвета – синего (заполнение журнала (всех разделов) только рукописное!!!).
- В зависимости от того, на каком языке ведется обучение, журнал может вестись на русском или белорусском языках.
- Страницы журнала нумеруются, начиная с первой страницы, подписываются с четвёртой (номер проставляется на каждой странице в верхнем углу).
- Не допускается вырывание страниц!
- В журнале не делается никаких пометок.
- Внешний вид журнала должен быть эстетичным.
Порядок заполнения журнала:
- На обложке журнала записывается название объединения, учреждения образования (без сокращений!); указывается учебный год. В верхнем правом углу размещается номенклатурный номер.
- На первом развороте с левой стороны сверху размещается социальный паспорт объединения.
- Первая страница журнала заполняется в соответствии с имеющимися графами (название учреждения, объединение, учебный год). Фамилия, имя, отчество педагога и фамилия, имя старосты группы указываются полностью. Внизу страницы необходимо поместить расписание занятий по дням недели.
- На второй странице журнала содержатся правила пользования журналом.
- Третья страница – содержание журнала – заполняется соответственно. Напротив каждого указанного раздела в содержании ставятся соответствующие номера страниц.
- С четвёртой страницы начинается план работы объединения на учебный год. План состоит из разделов. Каждый раздел журнала должен заполняться руководителем кружка соответствующими сведениями.
Раздел I. Цели и задачи
С учетом направления деятельности объединения, возрастных особенностей детей обозначаются приоритеты деятельности, определяются цели и задачи объединения. Указывается форма подведения итогов года (выставка, отчет и т.д.). При планировании следует выделить предметно-практические задачи (какие знания, умения, навыки хотим сформировать), воспитательные (какие качества личности хотим развивать), методические (что и как хотим обеспечить, разработать) и др.
Раздел II. Организационная работа
В этом разделе излагаются организационные условия эффективности образовательного процесса: мероприятия по комплектованию объединения, планированию его деятельности, подготовке кабинета и оборудования к новому учебному году, разработка и сбор методических материалов по направлениям деятельности данного объединения, проведение организационных собраний с учащимися и родителями, выбор органов самоуправления и др.
Раздел III. Учебно-тематический план
В учебно-тематическом плане необходимо указать темы занятий и количество часов, отведенных на их изучение с разбивкой на теоретические и практические занятия. В учебно-тематический план включаются часы, предназначенные на вводные и итоговые занятия.
Раздел IV. Воспитательная работа
В данном разделе раскрывается содержание воспитательной деятельности как необходимой составляющей образовательного процесса в объединении по интересам. Это традиционные дела объединения по интересам; мероприятия, направленные на развитие детского самоуправления и сплочение коллектива, профориентацию учащихся, участие в выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах с указанием даты проведения.
Здесь необходимо также предусмотреть участие в мероприятиях, которые организуются в учреждении.
Направления воспитательной работы: воспитание патриотизма и гражданственности, формирование политической культуры и активной жизненной позиции; пропаганда и популяризация белорусской культуры и белорусского народного творчества; культура здоровья детей и молодежи, безопасная жизнедеятельность; профориентация и профессиональное самоопределение; дополнительное образование детей через развитие познавательной деятельности; экологическое воспитание; нравственно-правовая культура, профилактика детской и подростковой преступности; формирование духовно–нравственной позиции, благотворительность и милосердие; эстетическое развитие личности; гендерная культура (представление о ценности взаимоотношений между полами); участие в массовых мероприятиях.
Раздел V. Связь с учебными учреждениями, общественностью, родителями
Данный раздел предусматривает взаимодействие с учебными заведениями (школа, классный руководитель, учителя-предметники и др.) с целью составления социально-психолого-педагогической характеристики на обучающегося; взаимодействие с родителями (проведение собраний, совместных мероприятий, открытых занятий); взаимодействие с профильными кружками школ, внешкольных учреждений, взаимодействие с учреждениями культуры, с научными, профильными учреждениями, предприятиями, общественными организациями; конкретизируются формы и цели сотрудничества с указанием сроков проведения мероприятий.
VI. Методическая работа
В разделе раскрывается деятельность педагога по совершенствованию профессиональной квалификации (самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, в работе методических объединений педагогов дополнительного образования), содержание методической работы (разработка программных и методических материалов, организация и проведение открытых занятий объединения по интересам, мастер-классов, творческих мастерских и т.д. с указанием конкретных тем и сроков проведения мероприятий).
Примерный образец: изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность учреждения дополнительного образования; изучение новинок методической литературы по направлению деятельности; разработка (доработка) программы, разработка учебно-методического комплекса; подготовка технологической карты открытого занятия и его проведение; подготовка технологической карты мастер-класса и его проведение; разработка сценариев для проведения воспитательных мероприятий, формирование папки-накопителя сценариев воспитательных мероприятий и их проведение; работа по обобщению опыта; подготовка методических материалов к изданию.
Календарный план
Календарный план работы объединения составляется на основе учебно-тематического плана и разделяется по месяцам (каждый месяц на отдельной странице). Годовой план работы кружка подписывает педагог, визирует заместитель директора по учебно-воспитательной работе УДОДиМ.
Календарный план работы представляет собой подробный перечень тем программы, содержания работы по каждой теме с указанием необходимого количества часов и конкретных дат проведения занятий по теме.
В праздничные и выходные дни, официально считающиеся нерабочими, проведение занятий не планируется (1 января, 8 марта, 7 ноября и т.д.).
Если образовательная программа кружка предусматривает несколько годов обучения, и руководитель кружка, реализуя эту программу, комплектует группы первого, второго и последующих годов обучения, то календарный план работы необходимо разрабатывать для каждого года обучения.
Сведения о членах объединения
Сведения о членах объединения содержит все необходимые сведения об учащихся. На протяжении года сведения об учащихся обновляются: дописываются вновь прибывшие, напротив выбывших записывается дата и причина выбытия. Запрещается вычеркивать выбывших учащихся, напротив фамилии учащихся делается запись «выбыл». Раздел журнала «Сведения о членах кружка» заполняется по состоянию на 1 октября (вносятся все требуемые сведения).
Учет посещения занятий
В данном разделе педагог делает систематические записи о факте проведения занятий (заполняется на каждом занятии). Отсутствующих на занятиях учащихся отмечает буквой «н». Фамилия и имя учащихся записываются в алфавитном порядке полностью.
На правой странице разворота фиксируется содержание занятий, дата и количество часов, отработанных педагогом в соответствии с расписанием и календарным планом, с учетом практических и теоретических занятий и ставится подпись. Нельзя делать прочерки повторяемости тем занятий. В графе «Часы» педагог указывает количество часов, отработанных на данном занятии, в соответствии с расписанием (например, 2 часа). Исправлений в датах занятий и часах не допускается.
Дату проведения занятия и тему занятия необходимо записать в начале занятия (не допускается пропуск пустых строк), а количество отработанных часов и подпись руководитель кружка заполняет только после занятия (не допускается пропуск пустых строк). После последнего занятия записывается общее количество отработанных часов.
Занятия в группах второго и последующих годов обучения начинаются с 1-го сентября согласно расписанию. Журнал первого года обучения также ведется с 1-го сентября, где в разделе «Содержание занятий» указываются собеседование с учащимися и их родителями, организационные собрания, предварительное тестирование, комплектование группы и т.д. На период комплектования отводится 10 дней.
В период школьных каникул педагоги могут работать в соответствии с утвержденным планом работы на каникулы и осуществлять педагогическую, методическую или организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, о чем делается соответствующая запись в журнале.
В случаях отпуска, командировки, больничного листа педагога пропущенные даты занятий на левой стороне не указываются. На правой стороне заместитель директора по УВР делает соответствующую запись, например, с 15 по 30 октября больничный лист; с 20 марта по 10 апреля – командировка, приказ №45 от 05.03.2014. В случае переноса занятия по заявлению руководителя кружка и согласно приказу о переносе занятия, дата проведения занятия проставляется по факту.
Занятия по технике безопасности
В разделе «Занятия по технике безопасности» ведется учёт работы педагога по обучению правилам безопасного поведения, направленной на предотвращение несчастных случаев и профилактику детского травматизма. Эта работа должна проводиться не реже одного раза в месяц (количество занятий зависит от специфики и требований образовательной программы). Роспись учащихся не требуется.
В разделе заполняется список учащихся, отмечаются даты проведения инструктажа, записывается содержание и продолжительность занятия, ставится роспись педагога. Тематика мероприятий по основам безопасной жизнедеятельности определяется инструкциями, находящимися в кабинетах, а также правилами поведения в учреждении; правилами внутреннего распорядка; правилами безопасного поведения на дорогах; правилами пожарной безопасности.
В заключительном разделе журнала «Замечания администрации по ведению журнала» могут быть отмечены следующие аспекты:
- своевременность и правильность внесения записей в журнал;
- выполнение программы (соответствие учебно-тематическому плану);
- разнообразие форм проведения занятий;
- подготовка и проведение итоговых занятий;
- посещаемость занятий.
Журнал планирования и учёта работы должен быть у руководителя кружка на каждом занятии. Журналы кружков должны храниться в шкафу (в специальных ячейках).
После окончания учебного года журнал сдается администрации УДОДиМ.